Собор Троицкий, Троицкого Михаило-Клопского монастыря, 1569 г.
Разработка проектной документации для дальнейшей реставрации на объекте культурного наследия «Собор Троицкий, Троицкого Михаило-Клопского монастыря, 1569 г.»
Клопский монастырь расположен в 20 км к югу от Великого Новгорода на берегу р. Веряжи неподалеку от озера Ильмень. Главным сооружением монастыря является Троицкий собор, построенный в 1569 году. Благодаря своей богатой архитектуре и прекрасной живописи 18-19 вв. в интерьере, он занимает особое место в зодчестве древнего Новгорода и представляет исключительную ценность.
Первое летописное упоминание о Троицком Клопском монастыре относится к 1412 г. Вероятно, к этому времени следует отнести и основание монастыря. В 1414 г. здесь появляется Михаил Клопский - «сродник», т.е. родственник Великих московских князей. С его именем и деяниями связана практиче
ски вся дальнейшая история монастыря. Первые его постройки были деревянными, но уже в 1419 г. появляется каменная Троицкая церковь. В 1569 г. эта церковь была разобрана до основания, а на том же месте выстроен величественный Троицкий собор. Мощи преподобного Михаила Клопского, ранее помещенные в Троицком храме, были перенесены в дъяконник нового собора, где был устроен придел его имени. Принято датировать постройку собора 1562 г. - согласно 111 Новгородской летописи, хотя более точной датой следует считать 1569 г. (11 Новгородская летопись).
Троицкий собор, начиная с XVII в., неоднократно подвергался перестройкам и ремонтам. В 1985 – 1992 гг. впервые были проведены комплексные научные исследования и архитектурно-археологические обмеры Троицкого собора. На основании полученных результатов было разработано несколько вариантов проектов выполнения реставрационных работ, как на Троицком соборе, так и в целом для всего ансамбля Клопского монастыря. В 1989 г. были реставрированы главы XVI в. и частично декор основного объема собора, установлены кресты, сделана временная кровля над храмом.
В 2004 г. в основном объеме храма заменен верхний ярус связей в уровне пят подпруженных арок.
В 2009 г. были начаты работы по воссозданию южного придела и колокольни, возведены стены, ступенчатые арки и барабаны главок, колокольня возведена до второго яруса. Работы были приостановлены и на данный момент южный придел стоит без кровли, что крайне пагубно сказывается на его состоянии и зоне примыкания к основному четверику.
В настоящее время, выполняются ремонтно-реставрационные мероприятия по воссозданию палаточного завершения и кровли над основным четвериком собора.
Проектные решения:
- реставрация первоначального граненого конусного покрытия апсид;
- перекладка южных приделов выполненных в 2009году. Выпрямление южной и западной стены; воссоздание по сохранившимся в натуре следам оконных и дверных проемов внутренних стен, арок и сводов перекрытия, барабанов с главами, фронтонов завершения, декора, лопаток;
- перекладка коробового свода с распалубками в притворе;
- перекладка верхней части прясла над центральным окном западной стены и примыкающего к ней цилиндрического свода с предварительным подкружаливанием;
- перекладка первого яруса колокольни выполненный в 2009году; восстановление колокольни с шатровым покрытием на первоначальную дату; реставрация внутренней стены, свода над 1 этажом, перекрытий над остальными ярусами, внутристенной лестницы, оконных и дверных проемов. По возможности восстановить часы с механизмом;
- восстановление северных приделов в первоначальном виде со сводами, барабанами, главами, воссоздание оконных и дверных проемов с заполнениями;
- разборка поздних карнизов на западном фасаде западной паперти и западном крыльце;
- разборка заложенных оконных и дверных проемов основного объема;
- устройство полов из известняковых плит на исторической отметке;
-предполагается укрепление и реставрация настенной живописи, а также проведение полного комплекса инженерно-конструкторских мероприятий по укреплению памятника.
ДЕТАЛИ ПРОЕКТА
Адрес (местонахождение) объекта:
Проектирование:
Руководители авторского коллектива:
ГИП – Куминов С. Е.
ГАП – Саюшев Б. М.
Инженерные сети – Габидуллин Р. З.
Гл. конструктор - Цымбалюк В. П.